На начало 2017 года в России зарегистрировано 128 промышленных и научно-производственных предприятий, предоставляющих услуги производства электроники. Они выпускают климатическую технику, бытовые приборы, телевизоры и радиотехнические устройства, причём более половины продукции выпускается по лицензии под иностранными брендами из импортных комплектующих. Крупное сборочное производство составляет свыше 70 % объёма, ещё четверть остаётся на такие производственные операции, как изготовление пластиковых корпусов, жгутов для электроники различной сложности, монтаж электронных печатных плат и сборку электронных блоков. Выпуск оригинальных отечественных комплектующих и деталей осуществляет всего 5% компаний, занятых в данном сегменте рынка.
В стране создан ряд экономических программ, целью которых является разработка производства электроники на конкурентоспособном уровне, однако они не работают должным образом. Объяснить торможение и даже застой в данной чрезвычайно перспективной и экономически выгодной отрасли промышленности можно следующими причинами:
- сильная зависимость от импортных производителей электронных компонентов
- неграмотная регуляторная политика в сфере развития малых предприятий по производству электроники
- утёчка «мозгов», квалифицированных кадров и разработчиков за рубеж
- фактический крах правительственной программы развития российской радиоэлектронной промышленности на 2010-2025 годы, на которую было истрачено около 500 миллиардов рублей
- отсутствие инициативы и стимула в выходе отечественных производителей на мировой рынок
Контрактное производство электроники в России ориентировано на крупных государственных заказчиков. Они заинтересованы в продаже за рубеж готовых изделий, в которых электронная начинка выступает лишь как составляющая продукта. Наш производитель «заточен» на внутреннего, конкретного, единичного клиента, который не требует побед в конкурентной борьбе, ему достаточно качества и дешевизны. Торговому лобби выгодно импортировать бытовую технику – это приносит большую прибыль, чем экспорт отечественной продукции. Российский производитель не стремиться к глобализации, и в этом самая большая проблема. Наши предприятия не смогут позволить себе инвестиции с минимальной отдачей, для того, чтобы в течение нескольких лет накопить потенциал для решительного прорыва в мировое сообщество. Пока что они вынуждены планировать свою экономическую деятельность так, чтобы минимизировать непродуктивные затраты и риски вместо того, чтобы максимизировать возможную прибыль.