Интересно о покрасочном производстве

Инновации внедряются во всех областях промышленности, в том числе в такой традиционной сфере, как покраска металлических изделий. Они направлены на совершенствование прочностных характеристик покрытия, скорости его нанесения и улучшения эксплуатационных свойств – стойкости к коррозии и механическим воздействиям. Не так давно японская компания Honda разработала прогрессивную технологию покраски кузовов и деталей автомобилей и мотоциклов. Запатентованное изобретение носит название «Умная экологичная краска Honda». Классический способ нанесения покрытия на детали состоял из 4 этапов с просушкой после каждого и занимал до 3 часов. Honda Smart Ecological Paint с использованием порошковой краски выполняется за три прохода с промежуточной термообработкой, что сократило время покраски автомобиля в три раза. Первый слой грунтовки осаждается на электризованную поверхность, затем наносится промежуточный термически упрочнённый слой, а на него – автомобильная эмаль. Именно благодаря прослойке удалось отказаться от применения жидкого покрасочного состава, который нуждался в дополнительной термообработке и длительной сушке. Роботизированная система порошковой покраски в два раза сократила количество операций и на столько же уменьшила объём вредных выбросов.

Порошковая покраска и производство

Прогрессивную технологию покраски с использованием компьютерной программы Air Painting использовали при покраске самолёта «Боинг 737» американского лоукостера Southwest Airlines. Все стадии нанесения разноцветного покрытия (на фюзеляже размещены рисунки 10 цветов), расход материалов и последовательность работ с наименьшими трудозатратами рассчитал компьютер. Самолёт красили круглосуточно силами 45 работников в течение 9 дней. Компьютерная программа помогла сэкономить огромное количество краски – было использовано всего 212 литров вместо 900 положенных для работ на такой площади. Сначала самолёт полностью покрасили в белый цвет, а затем по разработанной схеме наносили покрытие девяти других цветов. Программа указала, какой цвет можно наносить на другой так, чтобы они не смешивались.

Для покраски морских судов Японии используют специальную краску, которая стоит в 30 раз дороже обычной. Её состав разработан учёнными Токийского университета таким образом, чтобы защитить поверхность корабля от миллионов мелких морских моллюсков. Если корпус обрастает миниатюрными раковинами, скорость корабля может упасть на 40%. Кроме того, известкование покрытия вызывает интенсивную коррозию металла. Структура противообрастающей краски под микроскопом похожа на мозаичную плитку с резкими бортиками. Это не нравится моллюскам, которые предпочитают жить на более гладкой поверхности. В покрасочном производстве для кораблей используют порошковые составы, которые термически упрочняют с помощью мощных фенов, вызывающих спекание покрытия.